Home Новости Последние новости В.В. Козловская: «Человек не может жить без цели»

В.В. Козловская: «Человек не может жить без цели»

Валентина Вениаминовна Козловская – одна из самых активных читательниц Красноярской краевой специальной библиотеки. Счёт прочитанных ею «брайлевских» книг измеряется уже сотнями экземпляров, а прослушанных «говорящих» – сотнями часов звучания.

Она с удовольствием посещает библиотечные мероприятия в качестве зрителя и участника, в том числе - ежегодной акции «Тотальный диктант». Преподаёт историю и обществознание в красноярской общеобразовательной школе-интернате № 10. Замужем. Мать троих сыновей, бабушка пятерых внуков. С супругом Юрием Ивановичем уже отметила сапфировую свадьбу – 45-летие совместной жизни.

Недавно Валентина Вениаминовна стала героиней творческой встречи, состоявшейся в рамках цикла «Спасибо, жизнь, за то, что вновь приходит день…» в Красноярской краевой специальной библиотеке. Предлагаем вашему вниманию её рассказ о том, как незрячей деревенской девочке удалось не остаться «за бортом», а состояться как личность, добиться желаемого и обрести женское счастье.


О родительском воспитании.

- Родилась я в селе Малый Имыш Ужурского района Красноярского края в 1951 году, 22 июля. По рассказам мамы, это был «ягодный» год, потому что созрело очень много клубники, и таких богатых урожаев этой прекрасной ягоды она, якобы, никогда больше не видела. Наверное, поэтому я очень сильно люблю лесную клубнику.

Зрение потеряла в очень раннем детстве в результате ошибки медперсонала. Мои родители, Нина Васильевна и Вениамин Николаевич Волковы, постарались сделать всё, чтобы воспитать и обучить меня. Сами понимаете, деревня – это хозяйство, огород, работа, ежедневные заботы круглый год, но тем не менее, они находили время на меня: объясняли словесно и тактильно, как устроен этот мир. Я в руках держала и поросят, и цыплят, и корову гладила; игрушки у меня были разные, в том числе в виде животных и птиц, детская посуда, краски, карандаши, куклы – всё, что обычно есть у любого ребёнка.

Знакомство с окружающим миром происходило и через поездки на природу. Папа сажал меня на велосипед перед собой, и мы ехали в лес на гору Камешок. Он мне объяснял, у какого дерева какие листочки, цветы показывал, рассказывал, какого они цвета, какие у них лепестки. Букетик маленький нарвём и маме везём. Много никогда не рвали - папа говорил: «Пусть цветы растут – они семена бросят, будет ещё больше цветов».

Мама всякими способами пыталась сделать так, чтобы ребятишки ко мне приходили, например, на конфеты зазывала. Всяко, конечно, бывало: одни придут, съедят сладости и убегут, другие остаются поиграть со мной, третьи вообще больше не приходили, а некоторые становились постоянными гостями.

Моей маме сейчас 88 лет, и она большая молодец, что в свои годы ещё так прекрасно держится. Да она вообще всегда была умницей. Все сто процентов моего жизненного успеха и успешности – благодаря моим родителям, которые с самого раннего детства занимались мной. Без них я бы не была тем, кем есть.


Школьные годы.

- Мои школьные годы прошли в школе-интернате для детей с нарушениями зрения в городе Абакане Республики Хакассия. Учёба поначалу давалась с трудом, но быстренько подтянулась, пристыженная учителем прилежностью одной из незрячих одноклассниц, которая приехала уже позже меня. Кроме того, боялась что о моих «успехах» сообщат маме, а я очень не хотела её расстраивать. В общем, первый учебный год я завершила с «отличием».

После «девятилетки» уехала в Иркутск оканчивать 10-11 классы. Потом переехала в Красноярск, где устроилась работать на Учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых. Там же познакомилась со своим будущим мужем Юрием. Стали общаться, дружить. Первое время мир нас не брал, по любому поводу спорили. А однажды вечером сидели на лавочке, разговорились про книги: оказалось, оба очень любим читать, начали бурно обсуждать любимые произведения, писателей. Так что, можно сказать, именно книги нас сблизили. В 1972 году мы поженились, родился сын.


О стимулах и семейных ценностях.

- Юра первым поступил в Красноярский госуниверситет на математический факультет. Когда он уже учился на третьем курсе, студенткой юрфака стала и я. С чем связан весьма комичный эпизод. Раз подала документы – не приняли, второй – опять отказ. Я рассердилась, пошла в деканат выяснять, в чём дело, и мне отвечают: знаете, мол, мы тут подумали: а как вы со «Станции “Енисей”» будете ездить в Академгородок?» «Когда на подготовительные курсы поступала, никто не беспокоился, как же я буду добираться вечерами с той же «Станции “Енисей”» до улицы Маерчака, да ещё и с пересадкой», - удивилась я. В общем, зачислили меня в студенты.

У меня к тому моменту, как я уже говорила, была семья, старший сын родился, и порой доводилось слышать: мол, зачем тебе учиться? Сиди дома, воспитывай ребёнка. Но, я считаю, для семьи этого недостаточно. Помимо того, что супругов, безусловно, объединяют дети, должно быть ещё что-то общее, духовное, когда друг с другом не бывает скучно, когда есть о чём поговорить. А чтобы это было, муж и жена должны находиться хотя бы примерно на одном интеллектуальном уровне. Кроме того, я всегда хотела продолжить обучение. Да и самолюбие взыграло: муж – студент, с образованием будет, а я кто?.. Именно Юрий и стал тогда для меня стимулом расти и развиваться, той самой планкой, до которой надо было тянуться.


О студенчестве.

- Первая встреча с одногруппниками запомнилась на всю жизнь: когда они поняли, что я незрячая, в аудитории повисла идеальная тишина. Дело было зимой, и если бы летала муха, её было бы слышно. Я понимала, что все на меня смотрят, я как диковинка, но старалась не зацикливаться на этом. А завершился первый учебный день анекдотичным случаем. Идём после пар со спутницей по коридору, обгоняет нас парень и обращается ко мне высокопарно: «Разрешите вам задать один вопрос?» Я аж растерялась, думаю, ну как спросит сейчас что-нибудь эдакое… «Пожалуйста…», - лепечу. А он: «Вы комсомолка?». Мы, девчонки, давай хохотать, он растерянно постоял, не понимая, что такого сказал, и заявил: «Ну тогда принесите завтра карточку».

Студенческие годы всегда вспоминаю с большой теплотой. Это молодость, учёба, посиделки, дружеская помощь и взаимовыручка. Когда родила второго сына, ребята из потока скинулись и купили нам коляску в подарок.


«Мне везло на хороших людей».

- Человеку в одиночку добиться чего-либо очень трудно. Это возможно, когда рядом с тобой близкие люди, друзья, которые всегда поддержат. То, что я состоялась в работе, в семье, – не только моя личная заслуга. Когда пришла на УПП молодой девчонкой, женщины в цехе делились своей жизненной мудростью, добрым советом, за что я им бесконечно благодарна. Когда стала студенткой, очень поддерживала близкая подруга Светлана, преподаватели. Вообще, по жизни всегда люди хорошие встречались. Мне, наверное, везло на них.

В период работы в университете так же было очень хорошее ко мне отношение со стороны студентов, коллег. Всякое, конечно, случалось - и взлёты, и падения, но больше помнится светлых моментов. Я проработала на кафедре более четырёх лет и каждый раз ходила на работу как на праздник. Уволилась, поскольку для профессионального роста надо было заниматься научной работой, а это мне не по душе, я больше «живую» деятельность люблю. Поэтому ушла преподавать в школу, и это самая главная страница в моей трудовой жизни…


Любимая профессия.

- Начинала учителем истории в вечерней школе трудовой молодёжи. Особого волнения не испытывала, понимала, что на мои занятия ходят, чтобы получить полное среднее образование в соответствии с требованиями того времени. А вот когда стала проводить уроки детям, переживала неимоверно: они – будущее нашей страны, им ещё строить свою судьбу, выбирать жизненный путь, определяться с профессией, и от того, как я буду давать им материал, возможно, кто-то заинтересуется этим направлением, или решит стать педагогом.

Профессия учителя среди незрячих людей очень распространена. Да, она многим помогает определиться в жизни, но прежде чем избрать этот путь, вы должны понять: действительно ли вы любите детей. Все ребята очень разные и надо любить и принимать всех, а это дано не каждому. Второе важное условие в общении, особенно с детьми, - уметь контролировать себя, быть сдержанным, спокойным и приветливым. Когда учитель заходит в школу, он должен оставить за порогом все свои негативные эмоции. Если вы хотите вступить на эту стезю, то в первую очередь надо задуматься: есть ли во мне такие качества, как терпение и терпимость.

Помимо непосредственно знаний по предмету, незрячий учитель может дать незрячему ребёнку какие-то советы на будущее, разъяснения, подсказки, которые помогут в повседневной жизни, в быту, поделиться личным опытом. Зрячий же педагог не может знать таких специфических нюансов. Здесь не только обучающий момент, но и реабилитационный. Мы хотим, чтобы наши дети, выходя из нашей школы, знали, как следует вести себя незрячему человеку в тех или иных жизненных ситуациях.

Готовясь к урокам, продумываю каждое занятие: может, какую-нибудь «изюминку» внести, «хитрые» вопросы позадавать – в общем, постараться сделать так, чтобы урок был интересным, увлекал, и когда я вижу, что ребёнок понял материал, получаю громадное удовлетворение. Если требуется, буду объяснять долго, повторять - у меня хватит терпения. И мне очень приятно, что мой труд ценят. В 2015 году мне была вручена Почётная грамота Губернатора края «За высокий профессионализм и многолетний добросовестный труд», много благодарностей слышу от родителей учеников, но одна фраза особенно запомнилась: «Как хорошо, что мы попали в ваши руки!». Такие слова – лучшая награда.


О любви к книгам и колокольчикам.

- Не представляю свою жизнь чтения. Если занятость не позволяет какое-то время взять в руки книгу, а потом появляется свободная минутка почитать, чувствую себя, как тот голодный человек, который сейчас будет наслаждаться любимым блюдом.

Духовный мир, эмоциональная сфера человека, и особенно незрячего, формируется, в большей степени, благодаря книгам. Для нас книга – окно в мир. В ней даётся подробное описание действий, природы, психологии человека, его характера. Можно, конечно, фильмы «смотреть», в театр ходить и так далее, но практически все виды искусства рассчитаны на зрительное восприятие. Кроме того, ни один фильм или спектакль не передадут всей полноты того, что мы познаём через книгу.

Ещё одна моя страсть – сувенирные колокольчики. Обожаю их мелодичный звон! Моя коллекция насчитывает более 50 экземпляров. Собираю их уже почти 10 лет. Первый колокольчик мне подарила коллега на Новый год, потом к нему присоединился колокольчик-матрёшка по типу неваляшки, купленный на православной ярмарке. Так родилось моё увлечение.

Большинство экземпляров – подаренные родными и друзьями. Много привозят из путешествий, поездок. Делю их по двум центральным темам: с символикой городов и церковные. Много праздничных, шуточных, в виде забавных фигурок. Есть настоящий валдайский колокольчик и старинное коровье ботало, приобретённое в антикварной лавке. Самый любимый выделить не могу – каждый мне дорог.


О смысле жизни.

- В нашей семье никогда не было так, чтобы не гнали вперёд заботы, дела, чтобы цели не было. Нет, мы всё время в движении, в достижении, на месте не сидим. Учились, детей растили, работали, в нелёгкие 90-ые старались выжить, некоторое время бизнесу посвятили, потом внуки пошли – новые заботы. Сейчас активно дачей занимаемся – есть планы начать загородную жизнь.

Я твёрдо убеждена: человек не может жить без цели. Просто у всех они разные. Именно из наших целей складываются ступеньки нашей жизни. Хотела бы всем пожелать иметь свою цель, стремиться к ней, достигать и добиваться желаемого. Как поётся в одной известной песне: «Твоя судьба всегда в твоих руках, она во всем тебе подвластна. Будь самим собой, дорожи судьбой – и найдёшь любовь свою и счастье!».


Фото здесь.

 

You have no rights to post comments


Баннер







Яндекс.Метрика