Как читать «Вишнёвый сад»
Home Жизнь в библиотеке Это интересно Как читать «Вишнёвый сад»

Как читать «Вишнёвый сад»

В октябре 1903 года Антон Чехов закончил работу над пьесой «Вишнёвый сад». Режиссер Константин Сергеевич Станиславский, который первым поставил пьесу в Московском Художественном театре, признавался: «Её [пьесы] прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки». И до сих пор «Вишнёвый сад» остаётся одним из самых неоднозначных произведений русской литературы.

Особенности пьесы «Вишнёвый сад»

«Вишнёвый сад» стал последним произведением и своеобразным завещанием Антона Павловича Чехова. Пьеса была написана на рубеже веков, в крайне непростое для России время, эпоху глобальных перемен, а её персонажами стали современники драматурга - обыкновенные люди, «негерои», что свойственно для творчества Чехова.

Действие «Вишнёвого сада» разворачивается в имении Любови Андреевны Раневской, которое может быть вскоре продано за долги. Однако конкретных событий, подталкивающих развитие сюжета, в пьесе практически нет. Это объясняется особенным видением Чехова, для которого главное действие всегда заключено в движении души, а не в событиях внешнего мира.

Каждый персонаж «Вишнёвого сада» переживает собственную драму и не всегда «включается» в общую историю - историю продажи вишнёвого сада. Каждый погружен в собственные, личные переживания, поэтому в чеховской пьесе не работает традиционный принцип построения диалога: персонажи драмы не столько взаимодействуют друг с другом, сколько высказывают то, что у каждого из них на душе.

В свою очередь, это объясняет особенность диалогов, которые стремятся к монологам: персонажи не слышат и не хотят понять того, о чём говорят другие; чувствуют не только собственную неустроенность, обособленность, но и безотрадность и бессодержательность, пустоту жизни в целом. Однако глубокие и громкие слова героев зачастую так и остаются словами. Кажущееся понимание сущности вещей не подкрепляется никакими действиями.


Сергей Алимов. Иллюстрация к пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад» (фрагмент).


«Прежде - теперь»

Одна из главных оппозиций пьесы - это противопоставление «прежде - теперь».

Прежде вишнёвый сад был богатым и счастливым, а теперь на 22 августа назначены торги; прежде в имении боялись и уважали старого барина, который «всех сургучом пользовал, от всех болезней», а теперь лакей Яша не может без смеха слушать Гаева и остается безнаказанным за непочтительное поведение. Прежде на балах в усадьбе «танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут». Прежде «мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего», как говорит старый Фирс.

В начале пьесы Фирс вспоминает: «…лет 40–50 назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!». На момент первого появления на сцене «Вишнёвого сада» фраза «лет 40–50 назад» отсылала к эпохе до отмены крепостного права. И именно с этой исторической точки начинается настоящий отсчёт времени и событий в пьесе.


Николай Крымов. Эскиз декорации к пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад» (фрагмент).

Чехов отсылает читателей и к 70-м годам XIX века, о которых Гаев пытается рассказывать в ресторане, и к 80-м, которые «не хвалят», и к 90-м - началу декадентского периода в русской культуре. Таким образом, Чехов в своем творчестве связывает внутреннее состояние своих героев с реальным состоянием России того периода - с эпохой кардинальных перемен и отмирания прежних порядков.

Именно обращённость владельцев вишнёвого сада в план прошлого, нежелание принять экономические и социальные условия нового времени и действовать является одной из причин упадка их родового имения. И звук лопнувшей струны, возникающий во втором действии, только подчёркивает разрыв связующей нити прошлого и настоящего.


«Усадьба - город»

Несмотря на то, что действие пьесы разворачивается в усадьбе Раневской, город занимает в системе образов «Вишнёвого сада» ключевое место. Усадьба находится в двадцати верстах от города; возле неё проходит железная дорога; герои отправляются в город на завтрак; а пока в усадьбе проходит бал, в городе вишнёвый сад продают на торгах, в результате чего герои оказываются вынуждены переехать из усадьбы в город. Так Чехов выстраивает еще одну важную оппозицию пьесы: «усадьба - город».

Центром мира России прошлого была дворянская усадьба. Рядом с ней - деревня, так называемый «мужицкий мир», чуть дальше - провинциальный город, и где-то на периферии - Петербург и Москва. Однако в начале ХХ века жизненный уклад в стране изменился и начал развиваться по законам капиталистического города, отчего центр и периферия поменялись местами. Поэтому в социальном аспекте драма Раневской и Гаева заключается в том, что они не хотят существовать на периферии жизни, но из-за неприспособленности к новым реалиям ничего не могут с этим сделать.


Константин Коровин. За чайным столом (фрагмент).


«Усадьба - имение» и «романтики - прагматики»

Лопахин, думая о продаже вишнёвого сада, беспокоится именно об имении - о хозяйстве, которое может и должно приносить доход. Он, с «тонкими, нежными пальцами, как у артиста, тонкой, нежной душой», способен видеть красоту, наслаждаться ей; но в то же время Лопахин - сын крестьянина, с самого детства привыкший к труду и своими силами заработавший приличное состояние. В нём борются романтик и прагматик - но делец, в духе нового века оценивающий всё с точки зрения возможной выгоды, всегда побеждает. Именно поэтому, купив имение, Лопахин всё же вырубает прекрасный вишневый сад - ради материальной пользы.

Раневской и Гаеву, напротив, чужды хозяйственные заботы. Для них главной ценностью является именно усадьба - дворянское гнездо, дом и сад, очаровательный мир прошлого, утончённого и возвышенного. И понимая, что теряют имение, они жалеют лишь о доме, где прошло их детство и с которым связаны их самые сокровенные воспоминания. Для них он - счастливое прошлое, олицетворение неувядающей красоты, духовности и культуры.


Виктор Борисов-Мусатов. Весна (фрагмент).

Чехов представляет ситуацию, в которой потери одних оборачиваются кажущимися обретениями для других - однако все оказываются несчастны.

В «Вишнёвом саде» находит отражение исторический конфликт начала ХХ века: представители старого мира не желают, да и не способны ничего предпринять и доверяют свою жизнь естественному ходу вещей; а деловые люди России, стремясь сделать её лучше и счастливее как можно скорее, уничтожают то, что поколениями культивировали предки. И, заставив Лопахина вырубить спасённый им же вишнёвый сад, Чехов просит читателя и зрителя задуматься о последствиях наших действий и бездействия, о судьбе конкретного человека и всей России в эпоху глобальных перемен…

По материалам портала «Культура.РФ».

 

Баннер





Гранты России

Яндекс.Метрика