Это интересно
Home Жизнь в библиотеке Это интересно
Это интересно

Гордость культуры Красноярья-2019

В соответствии с указом Губернатора Красноярского края за заслуги в развитии культуры и искусства, просвещения, нравственном и эстетическом воспитании граждан, почётное звание Красноярского края «Заслуженный работник культуры Красноярского края» получили:


Елена Арленекова - преподаватель Детской музыкальной школы № 7 имени П.К. Марченко» (Красноярск)


Александр Астраханцев - член Красноярского регионального представительства «Союза российских писателей»



Ольга Жулина - директор Ермаковской детской школы искусств



Владимир Казеннов - директор Шушенской детской школы искусств



Ирина Казимирчик - преподаватель Детской школы искусств № 13 (Красноярск)



Наталья Кочорашвили - директор Красноярского театра юного зрителя



Ирина Кузнецова - преподаватель Детской школы искусств имени М.П. Мусоргского (Железногорск)



Лариса Кухта - преподаватель Красноярского хореографического колледжа



Юрий Куцев - преподаватель Минусинского колледжа культуры и искусства



Михаил Лаврентьев - главный балетмейстер Железногорского театра оперетты



Людмила Ливадарова - директор Дзержинской детской школы искусств



Светлана Майзингер - преподаватель Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича



Светлана Мартинсон - заместитель директора Железногорского Музейно-выставочного центра



Тамара Мартынова - преподаватель Детской музыкальной школы № 2 (Красноярск)



Наталья Мишина - артистка-вокалистка Красноярского музыкального театра



Хольгер Мюнценмайер - артист Шарыповского городского драматического театра



Виталий Осипов - артист-вокалист Красноярской краевой филармонии



Геннадий Перфильев - преподаватель Детской музыкальной школы № 3 имени Б.Г. Кривошея (Красноярск)



Валентина Пехтелева - преподаватель Детской музыкальной школы № 4 имени Д.А. Хворостовского (Красноярск)



Ольга Платонова - директор «Эвенкийской централизованной библиотечной системы» Эвенкийского муниципального района



Клара Полухина - артистка-вокалистка Красноярской краевой филармонии



Людмила Решетникова - преподаватель Детской школы искусств имени Б.Н. Молчанова (Дудинка)



Владимир Сальников - артист Канского драматического театра



Андрей Силенко - артист-вокалист Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского



Иван Сосин - артист-вокалист Красноярского музыкального театра



Андрей Слободин - артист оркестра Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского



Анжелика Трофимова - директор Красноярской краевой молодежной библиотеки



Марина Тулина - главный администратор концертных залов Красноярской краевой филармонии



Оксана Уфимцева - заведующий отделом правовой информации Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края



Наталия Цюпа - художественный руководитель детской оперной студии Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского

 

Почетных грамот за добросовестный труд и большой личный вклад в развитие культуры в Красноярском крае удостоились:


Галина Кузье - заведующая отделом обслуживания Центральной городской взрослой библиотеки имени А.М. Горького (Красноярск)



Елена Шинкевич - преподаватель Сосновоборской Детской школы искусств

 

Благодарность Губернатора Красноярского края за добросовестный труд и высокий профессионализм получили:


Татьяна Духновская - преподаватель Сосновоборской Детской школы искусств



Владимир Валюх - методист Красноярского хореографического колледжа



Жанна Жаренкова - преподаватель Сосновоборской Детской школы искусств



Любовь Капустина - заведующая отделом Центральной городской взрослой библиотеки имени А.М. Горького (Красноярск)



Наталья Отставнова - заместитель директора по административно-хозяйственной работе Красноярского хореографического колледж



Елена Соломатова - заместитель директора по основной деятельности Культурно-досугового центра «Юбилейный» (Назарово)



Надежда Суханова - артистка Ачинского драматического театра

По материалам портала «Культура24»

Фото: Вадим Кофман/Пресс-служба Губернатора и

Правительства Красноярского края

 

10 фактов из истории «Могучей кучки»

«Новая русская музыкальная школа» или балакиревский кружок - сообщество русских композиторов, сложившееся в середине ХIХ столетия. В России это название объединения закрепилось с лёгкой руки известного музыкального критика Владимира Стасова, а в Европе его именовали просто - «Группой пяти». Предлагаем вашему вниманию «десятку» интересных фактов из истории «Могучей кучки».

1. Первым шагом к появлению «Могучей кучки» стал приезд в 1855 году в Петербург одаренного 18-летнего музыканта Милия Балакирева. Блестящими выступлениями пианист обратил на себя внимание не только искушённой публики, но и самого известного музыкального критика того времени Владимира Стасова, который стал идейным вдохновителем объединения.

2. Год спустя Балакирев познакомился с военным инженером Цезарем Кюи. Ещё через год -  с выпускником военного училища Модестом Мусоргским, а затем - с морским офицером Николаем Римским-Корсаковым. В то же время общие музыкальные взгляды обнаружились с профессором химии Александром Бородиным. Так сложился музыкальный кружок.


3. Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, оркестровки, гармонии. Вместе единомышленники читали Белинского и Чернышевского, вместе выступали против академической рутины, искали новые формы под общей идеей народности как главного направления развития музыки.


4. «Могучей кучкой» музыкальный союз окрестил Владимир Стасов. В одной из статей критик отметил: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза стала крылатой, и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».

5. Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки. В воздухе витал дух демократии, и русская интеллигенция задумалась о культурной революции, без насилия и кровопролития - исключительно силой искусства.


6. Народная песня как основа для классики.

Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали целые музыкальные экспедиции. Так, Балакирев из поездки по Волге с поэтом Николаем Щербиной в 1860 году привез материал, ставший основой целого сборника - «40 русских народных песен».

7. От песенного жанра к крупным формам.

Фольклор балакиревцы вписывали в оперные произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки».


8. Коллеги и друзья.

Балакиревцев связывала тесная дружба. Музыканты обсуждали новые сочинения и проводили вечера на стыке разных видов искусства. Кучкисты встречались с писателями Иваном Тургеневым и Алексеем Писемским, художником Ильей Репиным, скульптором Марком Антокольским.

9. Не только в народ, но и для народа.

Усилиями балакиревцев была открыта бесплатная музыкальная школа для талантливых людей разных сословий. При школе давали бесплатные концерты произведений кучкистов и близких по духу композиторов. Школа пережила балакиревский кружок и работала вплоть до революции.

10. 70-е годы ХIХ века развели балакиревцев. «Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить. Как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школою, но «общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались»: в классах Петербургской консерватории вместе с Римским-Корсаковым и в работе последователей - русских композиторов ХХ века.

По материалам портала Культура.РФ

 

23 февраля – 85 лет со дня рождения композитора Евгения Крылатова

23 февраля свое 85-летие отмечает композитор Евгений Павлович Крылатов, автор музыки к «Крылатым качелям», «Кабы не было зимы» и другим любимым песням из детства.

Он работал с выдающимися поэтами: Юрием Энтином, Беллой Ахмадулиной, Ильей Резником, Робертом Рождественским и многими другими; написал музыку более чем к сотне фильмов и мультфильмов и на протяжении многих лет оставался одним из самых востребованных отечественных кинокомпозиторов. Вспомним его любимые многими песни.


«Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», 1969г.

Мультфильм «Умка» студии «Союзмультфильм» стал популярным сразу после выхода: маленьким зрителям полюбились трогательная история о дружбе, удачно нарисованный мишка Умка и, конечно, колыбельная мамы-медведицы. Узнаваемую с первых нот песню в исполнении Аиды Ведищевой Крылатов написал на стихи Юрия Яковлева, и она подарила композитору профессиональную известность. Именно после «Умки» Евгения Крылатова стали часто приглашать к работе над художественными и мультипликационными фильмами.


«Лесной олень» из фильма «Ох уж эта Настя!», 1971г.

Поначалу Юрию Энтину, автору стихов, аранжировка Крылатова не понравилась: поэт посчитал её старомодной. Но расстроенного таким отзывом композитора поддержали режиссер картины Юрий Победоносцев и исполнительница песни Аида Ведищева - и были правы: «Лесной олень» в мгновение ока стал хитом.

Эта музыкальная метафора сказки, врывающейся в обыденную жизнь, которая так соответствовала духу фильма о девочке-фантазёрке, обогнала по популярности саму картину и стала одним из самых известных детских хитов СССР: её даже исполнил Большой детский хор в финале всесоюзного фестиваля «Песня-73». А Энтин, изменивший своё мнение о песне, стал добрым другом Крылатова и ещё не раз работал с композитором.


«Ах, кто сказал, что жизнь прекрасна (Песня Сульпитиуса)» из фильма «Русалочка», 1976г.

Над песнями к фильму «Русалочка» Евгений Крылатов работал совместно с Беллой Ахмадулиной и Юрием Энтином. Несмотря на то, что режиссёр Владимир Бычков во многом изменил сказку Ханса Кристиана Андерсена, «Русалочка» запомнилась зрителю пронзительной и трагичной историей, рассказанной блистательными актерами во главе с Валентином Никулиным и Викторией Новиковой, которой на момент съемок фильма было всего 14 лет.


«Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника», 1979г.

Музыку для «Крылатых качелей» композитор написал легко: его вдохновили стихи Юрия Энтина. Первоначально она называлась просто «Качели», но Крылатову не хватало слов в припеве, и тогда Энтин не без иронии добавил известной строке эпитет «крылатые». Это долгое время смущало Крылатова.

А вот режиссёр картины Константин Бромберг сказал, что «Крылатые качели» оказались занудными и испортили ему весь фильм, но времени на пересъемку эпизода уже не было. Свою неправоту Бромберг признал только спустя некоторое время, когда песня Крылатова стала настоящим шлягером.



«Ведьма-речка» из фильма «Чародеи», 1982г.

Несмотря на прошлый конфликт с Крылатовым, Константин Бромберг продолжил работать с композитором, например над картиной «Чародеи». Все 12 песен для фильма написал Крылатов на стихи Леонида Дербенева, и они были выпущены фирмой «Мелодия» на отдельной пластинке. Правда, в титрах пластинки не указали джазовую певицу Ирину Отиеву, которая пела в фильме за исполнительницу роли Алёны Александру Яковлеву. А у самой Яковлевой во время съёмок обнаружился очень тяжелый характер: больше половины съёмочной группы, в том числе её партнёр по площадке Валентин Гафт, объявили актрисе бойкот. Бромберг говорил о Яковлевой: «Ведьма из неё выйдет точно. А вот получится ли Алёна - не знаю…».


«Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино», 1984г.

Закрывающую песню «Простоквашина» Крылатов написал на стихи Юрия Энтина и Эдуарда Успенского, а исполнила её Валентина Толкунова. Примечательно, что в версии, вышедшей позднее на пластинках, любимая многими новогодняя песня звучала совсем иначе, чем в мультфильме: она была медленней, инструментально насыщенней и очень напоминала цыганочку. Сам Евгений Крылатов объяснял это тем, что музыка для мультипликации должна быть сказочной и немного условной, «игрушечной» - именно такая, какую он писал для «Простоквашина» и других мультфильмов.


«Прекрасное далёко» из фильма «Гостья из будущего», 1985г.

Как говорил в одном из интервью Евгений Крылатов, эта песня была «призывом, молитвой, мольбой о детях, чтобы они жили лучше, чем мы». Только увидев стихи Юрия Энтина, Крылатов понял, что «Прекрасное далёко» станет одним из самых сильных его произведений, и для усиления «молитвенного» эффекта попросил Энтина немного изменить текст. Так, в киноверсии вместо «он зовёт меня в чудесные края» звучат слова «он зовёт меня не в райские края». Этот вариант строки не встречается больше ни в одном исполнении и ни на одной записи «Прекрасного далёка».


По материалам портала Культура.РФ

Обновлено 28.02.2019 14:14
 

Любить по-русски

«Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви», - писал Лев Толстой.

В День всех влюблённых перечитываем самые трогательные признания из произведений русской классики…

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина: Лиза и Эраст.

Старинная русская литература не знала любовных признаний. В народных сказках и средневековых повестях герои и героини спасали друг друга, были верны и преданны, но обходились без громких слов.

Во второй половине XVIII века из Англии и Франции в Россию пришла сентиментальная литература, а с ней мода на пышные объяснения в любви. Яркий пример пылкого признания на русский манер - эпизод из повести Николая Карамзина «Бедная Лиза». Сюжет повести типичен для «чувствительной» литературы: пресыщенный герой соблазняет наивную девушку.


«Милая Лиза! - сказал Эраст. - Милая Лиза! Я люблю тебя», и сии слова отозвались во глубине души её, как небесная, восхитительная музыка; она едва смела верить ушам своим…

«Ах, Эраст! - сказала она. - Всегда ли ты будешь любить меня?» - «Всегда, милая Лиза, всегда!» - отвечал он. - «И ты можешь мне дать в этом клятву?» - «Могу, любезная Лиза, могу!» - «Нет! мне не надобно клятвы. Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?» - «Нельзя, нельзя, милая Лиза!»

Тем не менее девушку обманули. Эраст проигрался в карты и был вынужден жениться на богатой вдове. Лиза, узнав об этом, утопилась.


«Евгений Онегин» А.С. Пушкина: письмо Татьяны Онегину.

Историю Татьяны Лариной и Евгения Онегина знают все. Провинциальная барышня влюбилась в соседа - столичного денди, скучающего в деревенском имении. Написала ему о своих чувствах (немыслимо с позиции морали того времени!) и получила холодный отказ. Через несколько лет Онегин узнал в блистательной княгине, жене генерала «ту самую Татьяну» и понял, что не удержал любовь всей своей жизни.

Автор подробного комментария к «Евгению Онегину» Юрий Лотман указывал на многочисленные переклички письма Татьяны с французскими и английскими «чувствительными» романами XVIII века. Пушкин показал, кем виделся девушке Онегин - книжным героем, не то ангелом-хранителем Грандинсоном, не то коварным искусителем Ловеласом. Набор литературных штампов автор превратил в «высочайший образец откровения женского сердца» - так письмо Татьяны охарактеризовал критик В.Г. Белинский.


Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня…

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой…

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно… нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!


«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: письмо Веры Печорину.

Прапорщик Григорий Печорин встретил в Пятигорске бывшую возлюбленную - Веру, и их роман вспыхнул с новой силой. Когда муж Веры заставил её уехать, женщина написала Печорину прощальное письмо.

«Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе всё, что накопилось на моём сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять тебя - ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна…


Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоём голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая…»

Печорин бросился в погоню, но догнать возлюбленную не получилось: его конь не выдержал скачки и пал.


«Обломов» И.А. Гончарова: Илья Обломов и Ольга Ильинская

Илья Обломов понял, что любит Ольгу Ильинскую в тот момент, когда она пела.

«Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастия - всё звучало, не в песне, а в ее голосе. У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья, наполненный слезами взгляд устремлён был на неё.

Теперь уж она, как он, также невольно взяла его за руку.

- Что с вами? - спросила она. - Какое у вас лицо! Отчего?

Но она знала, отчего у него такое лицо, и внутренне скромно торжествовала, любуясь этим выражением своей силы.

- Посмотрите в зеркало, - продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, - глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!..

- Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! - тихо сказал Обломов.

Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Её взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный, им глядел не Обломов, а страсть. …Он опомнился, взял шляпу и, не оглядываясь, выбежал из комнаты».


Главный герой так и не решился жениться на Ольге. В итоге она приняла предложение лучшего друга Обломова - Андрея Штольца.


«Война и мир» Л.Н. Толстого: Пьер Безухов и Наташа Ростова

Будучи помолвленной с князем Андреем Болконским, Наташа Ростова увлеклась вероломным Анатолем Курагиным. Лишь счастливая случайность предотвратила их побег. Прощение у брошенного жениха Наташа просила через его друга Пьера Безухова, а тот признался ей в любви.

« - Он теперь здесь, скажите ему... чтоб он прост... простил меня. - Она остановилась и ещё чаще стала дышать, но не плакала.

- Да... я скажу ему, - говорил Пьер, - но... - Он не знал, что сказать.

Наташа, видимо, испугалась той мысли, которая могла прийти Пьеру.

- Нет, я знаю, что всё кончено, - сказала она поспешно. - Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё... - она затряслась всем телом и села на стул.

…И ещё больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал, как под очками его текли слезы, и надеялся, что их не заметят.

- Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, - сказал он ей.

- Для меня? Нет! Для меня всё пропало, - сказала она со стыдом и самоунижением.

- Всё пропало? - повторил он. - Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и, взглянув на Пьера, вышла из комнаты».


Девушка получила прощение бывшего жениха, когда князь Андрей умирал у неё на руках: он был ранен в Бородинском сражении и при отступлении русских войск попал в дом к Ростовым, где разместился госпиталь. Замуж Наташа вышла за овдовевшего Пьера Безухова.


«Гранатовый браслет» А.И. Куприна: письмо Желткова Вере

Мелкий чиновник Желтков был безнадёжно влюблен в Веру Николаевну, два года неотлучно следил за ней и засыпал письмами. Когда она вышла замуж, Желтков продолжал свои эпистолярные «ухаживания». Последнее письмо Вера Николаевна получила в тот день, когда узнала о его самоубийстве:

«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас…

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».

…В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Г.С.Ж.».


 

По материалам портала Культура.РФ

 

«Главный баснописец своей земли»

Сегодня, 13 февраля, исполняется 250 лет со дня рождения знаменитого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

«Ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев».

А.С. Пушкин.

 


Страница 1 из 13

Баннер





Гранты России

Яндекс.Метрика