Home Профессионалам
ПРОФЕССИОНАЛАМ

Открытие летней площадки "Ковчег"

1 июня в Красноярской  краевой специальной библиотеке-центре социокультурной реабилитации инвалидов по зрению состоялось открытие летней  площадки социокультурной реабилитации детей и подростков «Ковчег».
Перед крыльцом библиотеки в День защиты детей собрались около ста человек взрослых и детей. Встречали гостей сказочные герои: баба Яга, Емеля, Скоморох, Шут и другие. Громко звучала музыка,  на импровизированную сцену, украшенную воздушными шариками, цветами, яркими флажками, вышел «настоящий» Профессор. Он поздравил школьников с окончанием учебного года и началом летних каникул и предложил всем совершить путешествие в город Детства. Вместе с Профессором дети отгадывали загадки о лете, подбирали слова, связанные с этим замечательным временем года, угадывали героев сказок. Затем ребята познакомились с Незнайкой, который тоже пожелал путешествовать. С ним и Профессором дети с удовольствием поиграли в «Самолет», отвечали на вопрос, на каком виде транспорта лучше путешествовать. Участвовали в игре «Собери чемодан», в которой из большого количества вещей ребята выбирали только самые необходимые в путешествии и объясняли, для чего те нужны. Очень веселой и увлекательной получилась игра «Бубен»: в ней под музыку по кругу передавали бубен, как только музыка обрывалась, у кого в руках оказывался бубен, тот вставал в круг, и так до последнего игрока. Когда остался один человек, игра закончилась, и все проигравшие танцевали под музыку. Не был забыт на празднике  и традиционный конкурс рисунков на асфальте, ребята с довольствием рисовали, кто радугу, кто лето, а Казанин Саша и Цымбалов Антон даже нарисовали спецбиблиотеку и клоунов, и сказали, что в библиотеке всегда весело и интересно.  Все дети, присутствующие на празднике, получили небольшие подарки.  Самым активным  юным читателям  Андрею Федорову и Коле Иванову были вручены благодарственные письма. Завершилась праздничная программа любимыми детскими забавами, прыжками на батуте «Мышка-норушка» и катанием на электромобиле. Большой популярностью пользовались  у детей и взрослых оформленные на улице выставки книг  и рисунков «Читаем, рисуем, мастерим».
Большой интерес у детей и взрослых вызвала акция «Книге – вторую жизнь», которая действовала во время открытия летней площадки «Ковчег». Суть ее заключается в том, что  одни люди приносят и дарят в библиотеку ставшие не нужными им книги, а другие могут совершенно бесплатно взять любую из них. Такой обмен проводится уже пятый год подряд и особенно востребован летом, когда у многих  больше свободного времени. Организаторами акции выступают библиотека совместно с  администраций Свердловского района.

 

 

Равнение на успех

    Император Римской империи Диоклетиан вошел в историю тем, что отказался от престола в пользу выращивания капусты.  Остаток жизни на пенсии император провел в роскошном дворце в Салоне (современный Сплит), всей душой увлекшись выведением новых видов капусты. Когда его пытались уговорить еще немного побыть императором, он, согласно легенде, решительно отказывался: «До царства ли мне теперь? Человеку не поспеть с огородом управиться, а вы лезете с пустяками». (Тэффи «Сатириконская история».)
     Такой пример на тему  успешной самореализации личности был приведен на дискуссии, которая состоялась в Красноярской  краевой специальной библиотеке-центре социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. В ней приняли участие старшеклассники Красноярской специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 3-4 вида для незрячих и слабовидящих детей и другие молодые читатели. Встреча была посвящена проблеме, которая является одной из самых важных в жизни каждого человека. Молодые люди искали ответы на вопросы: что такое самореализация? Почему именно самореализация так важна? И чем это объясняется?.
    На эту тему написаны сотни книг, тысячи статей и заметок, даны сотни определений и тысячи наставлений по ее достижению. Например, психологи А. Маслоу, Э. Фромм и З. Фрейд считали самореализацию человека естественной потребностью. Одни признавали за человеком право осознанно искать пути самореализации, другие же назвали эту потребность бессознательной — биологической или инстинктивной
     В ходе полемики и обсуждений молодежь пришла к выводу, что самореализация – это поиск себя. Человек может иметь все и быть при этом полностью не удовлетворенным своей жизнью. И если человек вполне удовлетворен существующей ситуацией, и в своей жизни он не стремится достичь ничего большего, и при этом счастлив, вполне возможно, что он достаточно самореализован. У ребят спросили: а вы считаете себя самореализованными людьми? Большинство школьников согласны были с утверждением, что они еще только стали думать на эту тему и ищут направление для своей будущей деятельности. Кто-то говорил, что видит себя музыкантом, кто-то политиком, кто-то просто будет счастлив, реализовав себя в семье и любимом человеке.
       Принято считать, что существуют две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию – это зависящие от человека и не зависящие. К зависящим от человека относят ценностные ориентиры, волю гибкость мышления и др. Не зависящим от человека считают социальную ситуацию, уровень жизни, материальную обеспеченность, состояние экологии и др. С точки зрения ученых, решающим фактором в реализации самого себя являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества, как продукт образования и воспитания. Как вы думаете, может ли человек самореализоваться как  уникальная личность в полном отсутствии окружения? Или для этого  необходима обязательная встреча, взаимодействие с другими людьми? Обсуждая, пришли к выводу, что – да, человек нуждается в обществе, и его взаимодействие с другими людьми необходимо. Следующий вопрос – нужна ли для успешной самореализации какая-то материальная  база? – вызвал спорные мнения. Одни утверждали, что – да, обязательно, другие говорили, что  – нет. В итоге каждый остался при своем мнении. Действительно, самореализация – это реализация всего существующего потенциала, осуществление всех имеющихся желаний, своих знаний, умений, навыков, своего сегодняшнего представления о себе и своем жизненном пути.
     Говоря о самореализации, невозможно упустить такое понятие, как социальная самореализация, то есть достижение социальной успешности – такой и столько, сколько хочется лично человеку, а не сколько положено по объективным меркам социальной успешности. Если человек устремлен к социальной самореализации, он чаще в жизни доволен и счастлив.  Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем, важно, чтобы осуществление этой деятельности стимулировалось не только обществом, но и внутренней потребностью самой личности. Особенность потребности состоит в том, что, реализовав ее в единичном акте, личность никогда не может удовлетворить ее полностью. Как вы думаете, есть ли определенный «рецепт» самореализации, универсальный для всех? Молодые люди, отвечая на этот вопрос, пришли к выводу, что у каждого человека свой путь и свое предназначение в этом мире, и счастлив тот, кто находит свое место.  Именно поэтому психология не может предложить единую для всех модель самореализации личности. Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «я» и с окружающим миром.
    Вопрос – как вы думаете, имеет ли творческая деятельность отношение к самореализации личности  – вызвал однозначный ответ: да.  Действительно, наибольшие возможности для самореализации, по мнению психологов, открывает творчество. Именно творческая самореализация способствует и развитию личности, и достижению многих других целей, а главное — такой путь становится индивидуальным. Не стоит отрицать возможность творческой самореализации, даже если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству. Творчество — это особый подход к решению определенных задач, способ деятельности, а не сама деятельность как таковая. Если человек освоил творчество в полной мере – значит, он вышел на путь духовного развития.
     В заключительной части мероприятия перед молодежью с ограниченными физическими возможностями выступили красноярские музыканты–перкуссионисты: вокалист, руководитель студии «Вертикальный поток» Евгений Большаков, руководитель Ошо-центра Олег Богачев и продюсер, музыкант-любитель Владимир Алябьев. Многие ребята впервые услышали, как звучит шаманский бубен, африканский дум-дум, джэмбэ, латинские конги, бонги, тибетские поющие чаши, южноамериканские маракасы, арабско-африканские удо и другие необычные музыкальные инструменты. Ударные музыкальные инструменты — самые древние по своему происхождению. В наши дни ударные инструменты широко распространены: так, ни один ансамбль не обходится без них. Особенно ценно, что  они доступны незрячим и слабовидящим, а также, то, что  научиться играть на них можно в любом возрасте, любому человеку, у которого есть чувство ритма и огромное желание освоить их. После выступления незрячие и слабовидящие молодые люди буквально «облепили» музыкантов, каждый хотел потрогать все инструменты и попробовать поиграть на них. Выступление музыкантов стало наглядной иллюстрацией к дискуссии, продемонстрировало один из путей самореализации, доступный незрячим и слабовидящим. 

Автор: Елена Дорошко,
специалист по связям с общественностью  

 

Помоги Буратино дойти до школы

      По статистике,  на дорогах России ежегодно гибнут 1200 детей, в Красноярском крае ежегодно погибают около 200 детей. Количество погибших на дорогах детей в Красноярском крае за последние пять лет сократилось, но все равно цифры поражают!!! Особенно резко возрастает количество дорожно-транспортных  происшествий с участием детей в весенне-летний период. Поэтому очень важно начинать знакомить детей с правилами дорожного движения  как можно с более раннего возраста, и особенно эта тема актуальна для незрячих и слабовидящих. Каждый год сотрудниками спецбиблиотеки организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и снижение дорожно-транспортного травматизма детей. В этом году в рамках реализации проекта «Создание  детской подготовительной площадки  для незрячих и слабовидящих детей «Ларец сказок»,  была проведена ролевая игра по правилам дорожного движения «Помоги Буратино дойти до школы». Проект «Ларец сказок» направлен на решение проблемы психологической подготовки незрячих и слабовидящих шестилеток к школе.  Одно из важных направлений деятельности в нем предусматривает профилактическую работу по ознакомлению детей с ПДД в игровой форме. Реализуется проект при финансовой поддержке Фонда Прохорова, благодаря этому в библиотеку были приобретены 2 светофора Klein, которые являются точными копиями настоящих светофоров и имеют автоматическую и ручную системы переключения сигналов.
    Так, в конференц-зале спецбиблиотеки появился «настоящий» перекресток с автоматическими светофорами, зебрами, дорожными знаками, велосипедом и даже маленьким автомобилем. В подготовке и проведении мероприятия были задействованы студентки-практикантки 1 курса  КГПУ факультета педагогики и психологии детства: Ушакова Аня, Бондарчук Альбина, Шубкевич Кристина, Сарыглар Сайлык. Главными персонажами представления стали Буратино, инспекторы дорожного движения, а его активными участниками - дети дошкольного возраста и их родители. В развлекательной форме Буратино и инспекторы ГИБДД знакомили детей с дорожными правилами, проводили игры: «Светофор», «Перекресток», «Собери знак». Моделировали дорожные ситуации на перекрестке, где детям приходилось быть то в роли  водителей,  то в роли пешеходов. Малышам демонстрировались мультфильмы со смешариками: «Дорожные правила», «Светофор», «Где кататься». Ребята отвечали на вопросы по ПДД, распознавали дорожные знаки и отгадывали загадки. К мероприятию была оформлена выставка детских книг «Юным пешеходам». Выставка  вызвала у детей большой интерес, они с увлечением знакомились с каждой книжкой-игрушкой.

Автор: Елена Дорошко,
специалист по связям с общественностью  

 

Да здравствует чтение!

     Чтение сказок - неотъемлемая часть детства любого ребенка. Именно с них начинается формирование личности. Малыш по сказкам учится жить, у него складываются представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, как надо или не надо вести себя в тех или иных жизненных  ситуациях. Можно сказать, что сказания, а позднее, сказки выполняли важную социальную функцию: они опосредованно способствовали адаптации маленьких детей во взрослую жизнь. Незамысловатые, веселые и грустные, страшные и смешные, они нужны, как механизм познания окружающего мира, недаром  дети всех времен и всех стран так любят этот жанр. В нем присутствует вымышленный и реальный мир одновременно, что так близко детскому сознанию. Вспомните известную присказку «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - так она недалека от истины. Каждая сказка уникальна по набору ситуаций, персонажей, сюжетных коллизий, многообразна, как сама жизнь. Слушая сказки, ребенок испытывает сложный комплекс эмоций, он учится быть смелым, решительным, противостоять жизненным трудностям, находить выход из любой ситуации. Это для взрослых сказка -  вымысел, а для детей она сама жизнь. Они сопереживают любимым героям в полную силу, учатся любить, быть верными друзьями, помогать слабым. Для детей сказочные образы реальны - это уже неоспоримый факт, доказанный учеными. Именно поэтому, психологи и педагоги давно советуют взрослым вникать в то, какие мультфильмы смотрит их ребенок, в какие компьютерные игры он играет, и какие сказки они ему покупают. Время меняется, изменяется все вокруг, но сказки остаются любимыми книжками  подрастающего поколения во всем мире.
       Не случайно именно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана  Андерсена, начиная с 1967 года,  весь мир отмечает Международный день детской книги. Его цель  - привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения. Обычно к этому дню во многих странах приурочивают проведение недели детской и юношеской книги. Проводят утренники, конкурсы, выставки, конференции и фестивали, посвященные лучшим книгам мира. 8 апреля в Красноярской  краевой специальной библиотеке-центре социокультурной реабилитации инвалидов по зрению состоялся праздник «Да здравствует чтение!», посвященный Международному дню детской книги. В этот день незрячие и слабовидящие юные читатели спецбиблиотеки совершили путешествие по стране сказок. Малыши встретились с любимыми сказочными персонажами: Бабой Ягой, Емелей, Котом ученым, с женой Ильи Муромца богатыршей Акулиной Никитичной. Побывали в сказках: «Снежная Королева», «Марья-искусница», «Маша и медведь», «Золушка». Гостями праздника стали также учащиеся начальных классов специализированных школ для незрячих и слабовидящих детей города Красноярска.
     Путешествие в сказку началось в холле библиотеки, детей встречал Емеля на белоснежной печи в красной рубахе, в красных шароварах и лаптях, он предложил малышам поймать для него рыбку в импровизированном озере с помощью магнитной удочки. Предложение было принято с восторгом. Азартно, с шумом и гамом, дети старательно выуживали из озерка магнитных рыбок. Вдруг зазвучала песня в «Гостях у сказки»,  и  все собрались у большого «говорящего» камня, на котором  было написано: «Направо пойдешь – в царство книг попадешь, налево пойдешь – силу обретешь, прямо пойдешь – к Бабе Яге попадешь». Желающих попасть в сказку было слишком много, поэтому все разделились на три группы. Первая двинулась направо и попала к Коту ученому, который ходил под дубом на золотой цепи, как в сказке. Дети приняли участие в викторине по творчеству А.С. Пушкина. Самый эрудированный ребенок  сфотографировался с Котом ученым. Та группа, которая пошла налево, попала в гости к жене былинного богатыря Ильи Муромца Акулине Никитичне. С ней дети мерялись силой, показывали свою удаль, перетягивая канат. Самый сильный мальчик сфотографировался с богатыршей Акулиной Никитичной. Третья группа, которая шла прямо, познакомилась с Бабой Ягой, которая оказалась очень симпатичной старушкой и совсем не страшной, она прокатила их на лифте – «ступе 21 века». Далее детей ожидала встреча с царством Снежной Королевы, где они поиграли в подвижную игру «Заморожу», «Слова – противоположности», а незрячим детям было предложено собрать слова «метель» и «льдина» по Брайлю из кубиков «льда». Лучше всех справившийся со всеми заданиями ребенок сфотографировался со Снежной Королевой. В следующей сказке «Маша и медведь» дети играли в подвижную игру «У медведя во бору»,  познакомились с маленькой девочкой Машей, водили с ней хоровод  и беседовали по содержанию сказки. На память «медведь» сфотографировался с самым любознательным ребенком. Сказочная героиня Марья-искусница предложила детям изготовить тактильные иллюстрации к любимым сказкам в разных техниках. С большим старанием занялись слабовидящие и незрячие дети творчеством, используя пластилин и краски. Для незрячих ребят были заранее сделаны заготовки с рельефным контурами различных сказочных персонажей, которые им предстояло доделать. Автор лучшей работы сфотографировался  с Марьей-искусницей. Еще детей ждала встреча с Золушкой. С ней они вспомнили содержание сказки, имя ее автора, и провели несколько конкурсов: доставали из корзины, на ощупь определяли овощи и фрукты, рассказывали, для чего нужны были Золушке разложенные перед ними вещи: расческа, бусы, свеча, зеркало. Ребенок, активней всех участвовавший в предложенных заданиях, получил право  сфотографироваться с  Золушкой.
      Дверь  в волшебный лес охраняли стражники, и лишь ответив на их вопросы о сказках, все попали в конференц-зал. Здесь детей ожидала встреча с детской писательницей Еленой Тимченко, награждение самых активных читателей спецбиблиотеки; фотографии на память со сказочными персонажами получили самые активные участники игровых площадок. Елена Тимченко представила героев своей книжки, ответила на многочисленные вопросы детей, рассказала о себе и своем творчестве. На память об увлекательном  путешествии в страну сказок каждый ребенок получил в подарок диск с озвученной повестью-сказкой  Е. Тимченко «Мерзлотка и ее друзья».
     По оценке преподавателей  праздник удался, потому что полностью был выстроен с учетом зрительной патологии детей. Им были предложены игры и задания, доступные и слабовидящим и незрячим детям в равной степени. Важно и то, что все ребята были не пассивными зрителями, а активными участниками всех площадок. Путешествие в страну сказок получилось настоящим праздником для всех, кто пришел в этот день в библиотеку.

Автор: Елена Дорошко,
специалист по связям с общественностью

 

 

Школа психологического общения "Научись понимать сердцем"

     Общение - одна из самых важных потребностей человека. Некоторые люди общаются легко и непринужденно, а для других это большая проблема. Для людей с ограниченными физическими возможностями она стоит особенно остро. Как правило, круг общения молодых инвалидов сильно ограничен, и многие из них страдают от одиночества, нуждаясь не только в помощи, но и в дружбе, и любви. При этом  многие просто боятся знакомиться, думая, что они не такие, как все, и предпочитают ограничивать свой круг друзей и знакомых, страдая от одиночества и недостатка общения. Поэтому в Красноярской  краевой специальной библиотеке-центре социокультурной реабилитации инвалидов по зрению открылась школа психологического общения «Научись понимать сердцем». 

     Школа общения «Научись понимать сердцем» организована для того чтобы создать условия для общения и взаимодействия в коллективе молодых людей с ограниченными физическими возможностями и их здоровыми сверстниками. На первую встречу собрались читатели спецбиблиотеки - молодые  люди с нарушением зрения,  студенты и старшеклассники Красноярских коррекционных школ для незрячих и слабовидящих детей, а также представители кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева: преподаватель, кандидат педагогических наук  Бочарова  Юлия Юрьевна и старший лаборант, ассистент Песегова Евгения Олеговна.

     Собравшимся было предложено просмотреть и обсудить один из  короткометражных фильмов, принявших участие в международном кинофестивале, посвященных проблемам инвалидов «Кино без барьеров», стартовавшем в Москве в 2002 году. Фильм «Я нездешний» режиссера Catherine MasKinnan. Интересно, что фильм почти не имеет звука, вместо этого на экране изредка появляются  субтитры. Для незрячих и слабовидящих участников мероприятия сюжет кинофильма комментировался по ходу действия. В фильме повествуется о том, как абсолютно здоровый молодой человек Адам в поисках работы попадает в городок, где все жители глухонемые люди. Адам знакомится с глухонемой девушкой Карла, и они влюбляются друг в друга. Его ждет много неудач из-за того, что он слышит: его не взяли на работу, родители Карла против их дружбы, все в городке его игнорируют, и только любовь помогает молодым людям преодолеть все препятствия.

     Далее всем присутствующим было предложено высказать свое мнение о фильме и проблемах, которые он поднимает. Участники мероприятия сразу включились в работу, отвечая на вопросы, чувствовалось, что фильм задел за живое всех присутствующих.

Как вы поняли фильм? О чем он?
     Все мнения сошлись на том, что фильм необычный и поднимает массу тем и проблем, связанных именно с молодыми инвалидами, о которых не принято говорить и обсуждать открыто, а говорить о которых надо.

     В фильме в художественной форме показана ситуация, когда здоровый человек оказывается  не таким, как все в окружении глухонемых, и на себе испытывает то, с чем приходится сталкиваться инвалидам в нашем обществе.

С какими трудностями сталкивается герой?
     Молодые люди ответили, что, в первую очередь, с человеческими отношениями с неприятием, отвержением, агрессией и брезгливостью. Молодые люди с ограниченными физическими возможностями откровенно говорили о том, что сами испытывали  на себе эти чувства со стороны окружающих.

Были ли моменты, когда у героя фильма могли бы «опуститься руки» в достижении желаемого результата? 
     Были однозначно, много раз.

Были ли в вашей жизни такие ситуации, и как вы с ними справлялись?
     Ребята с ограниченными возможностями делились друг с другом своим успешным жизненным опытом преодоления трудностей.

Что помогло  герою в преодолении трудностей?
       Любовь и дружба. Инвалиды и здоровые люди имеют одинаковые права на дружбу, любовь, секс. У многих здоровых людей эти темы вызывают неприятие - о каком сексе может идти речь с инвалидом? Как ни печально, но шовинизм по признаку инвалидности продолжает существовать и именно молодые инвалиды часто с этим сталкиваются на бытовом уровне.

Как вы оцениваете поведение членов семьи девушки? Ее подруг?
      Как не корректное. Здоровые люди не задумываются, что каждый из них  в любую минуту может стать инвалидом.

В чем основной смысл фильма?
     Мы все разные, но любовь и дружба - это то, что нас сплачивает и объединяет.

Кому адресован этот фильм?
      Этот фильм адресован широкому кругу зрителей, но особенно будет полезен и интересен молодежи.

     Так прошло первое заседание школы психологического общения: «Научись понимать сердцем», цель которого привлечь и заинтересовать  молодых читателей спецбиблиотеки. Она предполагает ежемесячные встречи, просмотры фильмов, обсуждения и  дискуссии на самые актуальные молодежные темы. Организаторы основное назначение данной школы видят в формировании информационного пространства для общения интегрированных групп и создания комфортных условий интенсивного психологического и социального обучения молодых инвалидов основам коммуникаций. По мнению партнеров, преподавателей кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева,  данный вид деятельности является новой реабилитационной технологией в области социкультурной адаптации молодых людей с ограниченными физическими возможностями.

Автор: Елена Дорошко,
специалист по связям с общественностью
 


Страница 4 из 6

Баннер







Яндекс.Метрика